Школа №11

Лидия карповна учитель по биологии 11 шк
Лидия карповна учитель по биологии 11 шк

453259, Республики Башкортостан, город Салават, Школьный переулок, 7

Историческая справка

Точкой отсчета истории школы №11 стало 13 февраля 1961 года. В этот день она приняла своих первых учеников.
В разное время школой руководили замечательные директора, каждый из которых внес свой вклад в становление и развитие школы.
Лаврушко Иван Ильич
Был назначен первым директором строящейся школы №11 в 1960 году. Совместно с завучами школы контролировал строительство. Школа была сдана досрочно. Директор занимался оснащением материально-технической базы школы, организацией питания учащихся, учебным процессом. Началось озеленение пришкольного участка: сажались деревья и кустарники, разбивались клумбы.
При Лаврушко И.А. сложился дружный коллектив учителей-единомышленников. Делалось все необходимое для нормальной работы школы.
Иван Ильич был отличным руководителем всего школьного коллектива, умелым организатором и воспитателем, высокообразованным, интеллигентным, тактичным, внимательным, требовательным, справедливым.
Лукманов Рафаиль Лукманович
Был назначен директором школы №11 после ухода Лаврушко И.И. Будучи директором он успешно продолжал дела, начатые предыдущим директором и решал новые задачи.
Отношения с коллективом у Лукманова Р.Л. были хорошие, он пользовался уважением со стороны учителей и учащихся.
Дементьев Григорий Степанович
Дементьев Г.С. работал в должности директора с 1963 года, в течении 12 лет, и за время его работы школа приобрела авторитет руководства гороно, ГК КПСС, городского Совета, среди школ города, родителей и учащихся. Коллектив работал с большим желанием и добивался от учащихся глубоких и прочных знаний.
Григорий Степанович показал себя опытным, творчески работающим педагогом и руководителем, умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Работу коллектива направлял на повышение качества знаний учащихся, формирование всесторонне развитой личности.
По инициативе Григорий Степановича в школе было положено начало созданию кабинетной системы. Силами учителей и родителей были оборудованы кабинеты начальных классов и некоторые предметные.
Много внимания и сил уделялось сохранности школьного здания, своевременному ремонту, поддержки чистоты и порядка.
Одним из главных направлений учеников было патриотическое и интернациональное воспитание. Были созданы: Клуб интернациональной дружбы, Ленинская комната, краеведческий уголок, комната «Боевой и Трудовой Славы». Работал радиоузел. Проводились военизированные игры «Зарница», смотры строя и песни. Пионерская дружина носила имя Ю.А. Гагарина и многие годы была лучшей в городе.
Родительский комитет, которым руководил директор школы, оказывал практическую помощь в воспитании учащихся, особенно трудных детей.
Министерство просвещения республики сделало школу базовой по обмену опытом работы учителей юга Башкирии и города Салавата.
На базе школы проходили практику по учебной и воспитательной работе студенты Салаватского педагогического училища.
Горбатов Александр Григорьевич
В 1977 году директором школы стал сравнительно молодой, но опытный Горбатов А.Г. Новый директор начал свою работу с укрепления учебно-материальной базы. Именно при нем школа № 11 становится одной из лучших в системе образования г. Салавата. К организации учебного процесса в школе Александр Григорьевич подходил творчески. Именно ему обязана школа созданием и формированием учебных кабинетов, их техническому оснащению. В каждом кабинете были установлены телевизоры, во многих кинопроекторы. При нем все кабинеты были подключены к системе селекторной связи. Благодаря Александру Григорьевичу в школе создавались условия для плодотворной работы учителей и учащихся. И эта работа директора школы давала свои результаты. Многие республиканские семинары проходили именно в СОШ № 11 и отмечался высокий профессионализм учителей и их руководителя Александра Григорьевича.
Заслуга Александра Григорьевича состоит в том, что он поддерживал и развивал систему летнего отдыха и труда учащихся школы. Лагеря труда и отдыха школы работали и в Крыму, и в Краснодарском крае, несколько позже в Кугарчинском районе нашей республики. Эта работа стала одной из визитных карточек школы. За короткий срок Александр Григорьевич силами учителей и родителей оборудовал кабинеты школы. В классах установили киноаппараты и технические средства обучения. Особенно отличались кабинеты начальных классов.
Высокий профессионализм характерен для Александра Григорьевича и как преподавателя истории и обществознания. На его уроках ученикам было всегда интересно. Он учил их размышлять, творить, отстаивать свою точку зрения. Его уроки были образцом совершенства.
Маруценко Александра Петровна
Маруценко А.П. была назначена директором школы в 1980 году. Это человек творческий, инициативный, с большим руководящим опытом работы. Она умело сплачивала коллектив на решение порой трудных задач, показывая при этом свою высокую работоспособность, большое желание сделать многое. В годы ее руководства школа стала одной из лучших в городе. Получило развитие школьное самоуправление, построена школьная столовая.
За восемь с половиной лет работы руководителем большого коллектива учителей и учащихся Александра Петровна стала авторитетом для каждого в школе. Александра Петровна умела опережать время в организации работы коллектива. Каждый преподаватель знал, что это надежный, ответственный человек, который является лидером и детей, и учителей. Руководитель с неиссякаемой энергией, творчески относящийся к каждодневному учебному процессу. Она раскрывала способности и учителей и учеников.
При ней в школе было множество начинаний, открытий. Человек увлеченный, она вела за собой всех. Это был руководитель с большой буквы. Школа стала первой, где был до деталей продуман процесс организации производительного труда учащихся. Налажено сотрудничество с промышленными предприятиями. Ребята на уроках выполняли производственные задания СМЗ, САРЗ, ЖБЗ. Учащиеся на уроках труда склеивали пакеты для магазина «Оптика», девочки старших классов шили чехлы для машин, учащиеся среднего звена получали работу от машиностроительного завода (комплектование крышек для консервирования). Таким образом, все учащиеся, начиная с младших классов, вносили посильный вклад в школьную копилку. Благодаря этому школа была неплохо оснащена ТСО.
Ежегодно проводились методические недели, которые способствовали повышению теоретических знаний и методического мастерства учителей.
В 80-х сдана в эксплуатацию школьная столовая, в которой горячим питанием были обеспечены почти 90% учащихся.
Главным в работе Александры Петровны было то, чтобы школа жила интересной полной жизнью. Александра Петровна руководила школой не только с помощью самих учителей, но и учеников среднего и старшего звена.
Именно при ней родилась и получила свое развитие система ученического самоуправления, работал старостат. Директор и старосты решали насущные вопросы. Всем в школе было интересно. Именно при Александре Петровне школа стала лидером в образовательной системе города по многим направлениям работы, и школа неоднократно награждалась. Будучи депутатом городского Совета народных депутатов, возглавляя депутатскую группу по образованию, Александра Петровна добивалась решения вопросов, улучшающих работу школ города.
Зайчикова Антонина Ивановна
Зайчикова А.И. назначена директором в 1989 году и проработала на этой должности до 2000 года. Главной задачей на должности директора считала сохранение богатых традиций школы в деле обучения и воспитания учащихся, создание условий для успешной работы учителей. Все новое тщательно выверялось, изучался опыт новаторов и применялись отдельные элементы, работающие в условиях данной школы.
Впервые в начальных классах ввели преподавание английского языка, открыты спортивные классы. Учителя начальных классов стали работать по программам развивающего обучения Л.В. Занкова, «Школа 2100».
В старшем звене были открыты профильные группы по четырем направлениям: гуманитарное, физико-математическое, естественно-медицинское, трудовое. Было установлено сотрудничество со Стерлитамакским государственным педагогическим институтом, преподаватели которого вели занятия в профильных группах. В это время в школе сформировался один из самых сильных педагогических коллективов города. Учителя-ветераны передавали опыт и знания молодой учительской смене. Учащиеся школы ежегодно подтверждали свои знания, поступая в высшие учебные заведения страны.
В связи с прекращением существования детских организаций, школа выработала свою Концепцию воспитания через вечные ценности – Земля, Мир, Семья, культура.
Летняя трудовая практика школьников продолжала осуществляться на полях колхоза «Сеятель» Кугарчинского района.
Шаяхметов Ражап Миниханович
Был назначен директором школы в 2000 году. Под его руководством сохранялись традиции школы, шел поиск резервов для повышения качества учебно-воспитательного процесса. К 40-летию школы администрация города и Генеральный директор СМЗ Ю.А.Черных (выпускник школы) подарили школе современный компьютерный класс. Введено преподавание информатики со 2-го по 11-е классы, изучение татарского языка как родного. Школа стала базовой по проведению ЕГЭ. Под руководством Шаяхметова Р.М. начал свою деятельность Попечительский Совет школы.
Ражап Миниханович уделял большое внимание благоустройству школы: был отремонтирован актовый зал, произведена перепланировка сцены, заменен шифер на металлическую кровлю, частично отремонтирована отопительная система, проведена работа по благоустройству пришкольного участка.
Назарова Ирина Фаватовна
Назарова И.Ф. назначена директором школы в 2004 году. Энергичный, творчески мыслящий, учитель-профессионал, талантливый руководитель учительского и ученического коллектива, Назарова И.Ф. за сравнительно короткий срок сумела реализовать творческий потенциал педагогического коллектива. Школа стала:
- победителем Всероссийского конкурса школ, внедряющих новые информационные технологии в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
- экспериментальной площадкой муниципального уровня по теме «Личностное и профессиональное самоопределение учащихся»;
Под руководством Ирины Фаватовны введено профильное обучение в старшем звене (информационно-технологический профиль), предпрофильное обучение в среднем звене. Заключен договор с ГОУ СПО «СИК», позволяющий выпускникам 11-го класса продолжить обучение на третьем курсе по специальности «Техническое обслуживание компьютерных сетей и средств вычислительной техники».
Была разработана и принята символика школы, начался выпуск школьной газеты «Школа. ru».
Большим событием в истории школы явилось издание книги «Книга о школе», в которой учителя, выпускники, учащиеся разных лет делятся своими воспоминаниями о школе.
Выпущены два методических сборника «Традиции и инновации школы», «Укрепление здоровья как фактор личностного и профессионального здоровья».
Уделялось большое внимание применению инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Были приобретены мульти-медийные проекторы, интерактивная доска, новые компьютеры, оснащен кабинет химии, новая мебель. В коридорах и учебных кабинетах стало уютно и комфортно.

Долгошапко Елена Михайловна
С февраля 2008 года назначена директором школы. Молодой, энергичный, современный руководитель, проработавший в школе 10 лет, из них 3 года в должности заместителя директора по научной работе, Елена Михайловна является достойным продолжателем богатейших традиций школы.

За время функционирования выпущено 2440 учеников. Из них с золотой медалью – 28, с серебряной медалью – 40.
В школе работают 47 учителей. Из них имеют высшую квалификационную категорию – 19 учителей, первую – 21 учитель, вторую – 7учителей. Отличников образования РФ – 3, Отличников образования РБ – 8.
Школа работает над проблемой развития личностного и профессионального самоопределения учащихся, укрепления их здоровья.

Миссия школы по отношению:
к учащимся – создание условий для формирования высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению и самореализации в условиях рыночных отношений; развивающей индивидуальный стиль, образ жизни современного человека, обладающего высоким уровнем развития духовной культуры, заботящегося об укреплении своего здоровья, ведущего ЗОЖ; с активной гражданской позицией, способностью видеть, понимать и предвидеть результат своего труда; к педагогам – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании; к родителям – вовлечение их в совместную со школой деятельность; к социуму – повышение культуры.
Тема школы: «Построение личностно-ориентированного педагогического процесса, личностное и профессиональное самоопределение учащихся, укрепление их здоровья».

Цель: Развитие школы в интересах воспитания каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой, здоровой личностью, ведущей ЗОЖ.
В настоящее время школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса учителями школы используются современные инновационные образовательные технологии: личностно-ориентированная, развивающая, блочно-модульная, развития критического мышления, модульная, проблемное обучение, здоровьесберегающая, информационные.
В 9-х классах введена предпрофильное обучение учащихся, в 10-х - профильное обучение (информационно-технологический профиль).
Школа является опорной по проведению ЕГЭ в городе.
В школе сложилась своя система повышения квалификации учителей: работают 6 методических объединения, 4 творческие группы, активно используется такая форма методической работы как теоретический семинар с практической направленностью, проводятся методические дни.
Выпущено три школьных сборника: «Традиции и инновации в школе», Салават. 2005г.; «Укрепление здоровья как один из факторов личностного и профессионального самоопределения учащихся», Салават, 2006г.; «Создание условий для развития личности», Салават, 2008 г.
Учителя школы принимают участие в городских конкурсах профессионального мастерства:
- «Учитель года» (2003-2004 уч.г.), учитель музыки Трегубова И.А., второе место,; (2004-2005уч. г.), учитель татарского языка Файзуллина Л.М., призер в номинации «Педагогическое вдохновение»;
- «Педагогическое эссэ» (2003-2004 уч. г.), учитель начальных классов Куприянова М.А., второе место,; (2004-2005 уч. г.), учитель КБ Баймурзина Г.Х. третье место);
- В городской научно-практической конференции в 2004-2005 уч. г. учитель начальных классов Воловикова И.А.; в республиканских: в 2004-2005 уч. г. заместитель директора по УВР Родионова Т.М., учитель географии Шаяхметова Е.Н., учитель начальных классов Куклева Ю.А.; в 2005-2006 уч. г. учитель истории Маркова Г.М.); во всероссийских: в 2006-2007 уч. г.учителя русского языка Тулумгузина Р.М., Салимьянова З.З.; учитель математики Шишкина Т.Е., учитель английского языка Руднева Э.А., учитель культуры Башкортостана Баймурзина Г.Х.
Деятельность учителей школы по развитию инновационных процессов обобщена в сборниках «Современный образовательный процесс», Уфа, 2005 г., 2006 г.
В период с 2004-2007г. повысили свою квалификацию через курсы 48 педагогов. Педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и методов работы.
В 2005-2006 учебном году был открыт 10-й профильный информационно-технологический класс.

Одним из позитивных достижений работы школы следует считать открытие на базе школы в 2005-2006 учебном году 10 класса на основе договора с учреждением среднего профессионального
образования «Салаватский индустриальный колледж», выпускники которого после окончания 11 класса зачисляются на третий курс данного образовательного учреждения по специальности «Техническое обслуживание средств компьютерных сетей и средств вычислительной техники», а при успешном окончании колледжа зачисляются в УГНТУ без вступительных экзаменов на бюджетной основе.
Подготовка ведется по следующим дисциплинам:
- Основы права;
- Основы экономики;
- Основы социологии и политологии;
- Элементы высшей математики;
- Информационные технологии;
- Операционные системы и среды»;
- Инженерная графика;
- Электротехника;
- Электронная техника;
- Электротехнические измерения;
- Архитектура систем и сетей;
- Микросхемотехника;
- Основы алгоритмизации и программирования;
- Практика по вычислительной технике.
В школе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися. Она осуществляется через деятельность НОУ «Интеллектуалы» по предметам: русский язык, литература, математика, информатика, химия, обществознание, физика, география и экология; посещение городской школы «Интеллект»4 школьные Дни науки.

Конкурентными преимуществами школы является:

1. Комфортные условия обучения (позитивный микроклимат школьного коллектива, уважительное отношение между учащимися и учителями, помощь квалифицированного психолога), обучение в одну смену.
2. Школа является экспериментальной площадкой муниципального уровня по теме «Личностное и профессиональное самоопределение учащихся».
3. Опорная школа в городе по проведению ЕГЭ.
4. Наличие договора с ГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж», по специальности «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерной сети».
5. Кабинет информатики, отвечающий современным экономичным и эргономичным требованиям.
6. Широко развитая сеть бесплатных кружков и спортивных секций, включая изучение информатики, английского языка, хореографии в начальной школе, большой спектр дополнительных образовательных услуг, позволяющее учащимся найти себе дело по душе во второй половине дня (75% учащихся школы заняты в бесплатном дополнительном образовании на базе школы), связь с УДО (ЦДЮТи Э, ДЭБС, городской библиотекой, Центром «Агидель», Дворцом Культуры «Нефтехимиков», Дворцом Спорта и т.д.).
7. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения.
8. Положительная динамика уровня удовлетворенности образовательными услугами у учащихся и родителей.
9. Качественная начальная подготовка, позволяющая школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы.


В школе сложилась воспитательная система. В ее основе традиционные мероприятия, праздники, спортивные соревнования, предметные недели.
Развитие воспитательной системы школы направлено на формирование личности, способной к творческому самовыражению, к проявлению активной жизненной позиции, самореализации в учебной и профессиональной деятельности.
Воспитательный процесс сочетает индивидуальную работу с учащимися, коллективную творческую деятельность и работу педагогов с родителями.
Основными направлениями воспитательной работы являются: гражданско-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественная деятельность и эстетическое воспитание, трудовая деятельность, семейное воспитание, создание структуры ученического самоуправления.
В школе действует медико-психолого–социально-педагогическая служба, которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учащихся во всех звеньях обучения. Результатом работы службы является хороший микроклимат в ученическом и педагогическом коллективах, отсутствие правонарушений среди учащихся.

Результатами инновационной и опытно-экспериментальной деятельности школы являются:
- качественное образование учащихся на основе современных образовательных технологий;
- создание в школе здоровьесберегающей образовательной среды, укрепление здоровья и формирование ЗОЖ;
- личностное и профессиональное самоопределение учащихся;
- профильное образование;
- развитие преемственности в образовании: дошкольном, школьном и профессиональном через связь с ДОУ №21, ГОУ СПО «СИК», УГНТУ;
- повышение профессиональной компетентности учителей;
призовые места в городских и республиканских олимпиадах и конкурсах.

Реализуемые профили подготовки:

10А класс - химико-биологический
10Б, 11Б классы - углубленная подготовка в области информационных технологий (на основании договора с ГОУ СПО "Салаватский индустриальный колледж")

Изучаемые языки

Родные языки:
  • Русский
  • Башкирский
  • Татарский
Иностранные языки:
  • Английский
  • Немецкий