Лицей №1

Адрес: г. Салават, ул. Октябрьская, д. 70 Начальные классы.

Сайт лицея №1

Список выпускников лицея №1 

«Салаватский нефтехимик», июнь 2011г. http://www.gpns.ru

Татьяна Клугман

 Таким видится будущее инновационного учебного заведения из Салавата авторам проекта «Школа будущего».

 На входе в салаватский лицей № 1 учеников и педагогов встречает индикатор настроения – электронная панель, на которой расположены три кнопки. Нажав на зеленую, желтую или красную, каждый может поделиться информацией о том, в каком цвете он видит мир сегодня. Результат мониторинга отображается в виде диаграммы на плазменном табло школьного расписания, и, как правило, общий настрой лицеистов можно передать словом «позитив». Что, впрочем, неудивительно для тех, кто знает, какой серьезный рывок в своем развитии сделали за последние пять лет две салаватские школы – № 12 и № 10, объединившиеся и развивающиеся под патронажем ОАО «Газпром нефтехим Салават». Компания, задумываясь о будущем своего бизнеса, уже не первый год работает с «кадровым резервом» для своих специалистов: открывает в школах города профильные классы, стыкует их образовательные программы с интересами технических вузов, проводит в учебных помещениях ремонт, оснащает школы самым передовым оборудованием. 

В числе инвестиций в «человеческий капитал» можно назвать и масштабный социальный проект «Школа будущего», благодаря которому салаватские школьники получили возможность учиться в качественно иных условиях и достигать заметных успехов в образовании. О новых планах лицея № 1 рассказывает его директор – Кадыр Хабибуллин. 

– Проект профильной школы, из которой вырос лицей №1, родился в Салавате 5  лет назад. Какие цели ставились перед педагогами изначально, и в чем состоял интерес авторов идеи – руководства компании «Газпром нефтехим Салават»?

– Действительно, в сентябре 2006 года был подписан трехсторонний договор  между предприятием, Салаватским филиалом УГНТУ и школой № 12, сегодня входящей в состав лицея № 1. 

Одной из основных задач проекта было продолжение образования, создание преемственности по линии школа – вуз – предприятие. Школа № 12 всегда отличалась высоким уровнем подготовки по предметам технического цикла – математике, физике, химии, и, по сути, предлагая создать профильный класс, генеральный директор ОАО «Газпром нефтехим Салават» Дамир Шавалеев сделал еще и новый шаг в кадровой работе компании. Интеллектуалы с качественной подготовкой мотивированы на достижение успеха, и именно такие качества нужны для специалистов градообразующего предприятия, передового и постоянно обновляющегося бизнеса. 

Дамир Ахатович Шавалеев – выпускник школы № 12, хорошо знает ситуацию со средним образованием в Салавате и республике, в первую очередь, с обновлением материальной базы. Вложения в образование он рассматривает как инвестиции в будущее родного города. Поэтому школа № 12, построенная в 1962 году, сегодня преобразилась до неузнаваемости. 

Был проведен качественный капитальный ремонт всех без исключения помещений, прилегающей территории, заменены все коммуникации и системы жизнеобеспечения. Ушли в прошлое серые кирпичные стены и стеновые панели, выкрашенные в темный цвет, выпадающие из оконного переплета форточки. Здание начинили самой современной техникой. В каждом кабинете есть выход в Интернет, интерактивная доска, проектор и ноутбук. Всюду установили прочную и удобную мебель. О безопасности учеников и педагогов заботится частное охранное агентство, нанятое ОАО «Газпром нефтехим Салават», а руководство школы подключено к локальной компьютерной сети компании. 

К чести наших кураторов, планы ремонта и других школьных преобразований не отменил даже экономический кризис, все взятые на себя обязательства предприятие выполнило. 

– Новшества коснулись и организации внутренней школьной жизни?

– Конечно, ведь, во-первых, в состав лицея входит теперь сразу две школы. В школе № 10 с первых лет ее работы всегда было хорошо поставлено начальное образование, в школе № 12 – профильное физико-математическое обучение. Мы решили соединить два плюса этих школьных звеньев и вывели учеников начальных классов в отдельное здание. 

Лучший вариант для учеников младших классов, чем школа № 10, найти сложно: рядом с ней, в центре города, расположен спортивно-концертный комплекс, бассейн, лесопарковая зона, а с нового учебного года мы планируем больше времени заниматься с детьми внеклассной работой. Кружки и секции, занятия по интересам – на большой и просторной территории можно вести самые разные направления развития ребят. 

В корпусе для старшеклассников обстановка более академичная, но рядом есть и бассейн, и центральная городская библиотека, и Дворец культуры. 

Еще одно новшество – мы отменили в лицее кабинетную систему. У каждого ребенка есть свое постоянное рабочее место в классе, в специальной ячейке в кабинете можно оставить личные вещи, например, второй комплект учебников. Всегда жаль детей, которые идут из школы домой, нагруженные ранцами с книгами и тетрадями. Просто бурлаки на Волге – перегруженные, утомленные… Хочется, чтобы ребята шагали по улице налегке, общались, думали о хорошем! 

А что касается самой сути школьной жизни… Душа школы осталась прежней. Наш коллектив всегда отличала доброжелательность и взаимопомощь, особенно по отношению к педагогам-новичкам. Опытные учителя и сегодня помогают более молодым коллегам эффективно включаться в работу. 

– Элитные условия для учеников обеспечили новое качество жизни школы?

– Правильнее было бы сказать, что наш лицей – не элитное, а инновационное учебное заведение. И одна из его главных задач – создание нового культурного слоя, которое невозможно без общей культуры быта. Что лучше воспитывает: грязный подъезд или безупречный интерьер дома? Выбоины в асфальте или гладкая поверхность дорожки на пути в школу? Здесь нет мелочей, и то, что ребенок видит каждый день в детстве, во многом определяет его жизненный выбор. 

Вот почему ученики лицея № 1 по инициативе компании «Газпром нефтехим Салават» совершают познавательные поездки по стране, в ходе которых знакомятся с ведущими вузами России. Раз в год дети бывают за границей – в скандинавских странах, Германии, Франции. Поездка в поезде, проживание в хорошей гостинице, ужин в ресторане для подростка – один из моментов общего образования, воспитания  общей культуры. 

Мастер-класс у европейских коллег берут и педагоги нашей школы: прошедшей зимой они своими глазами увидели, как организовано среднее образование в Швеции и Финляндии. 

Предприятие, которое поддерживает нас, следует общей тенденции, которая наблюдается всюду – от столиц до малых городов, где есть понимание того, что модернизация России начинается не с переименования милиции в полицию, а с изменения ситуации в образовании. Дети будут развивать страну, родной город. Они должны жить и учиться в достойных условиях. Сегодня это осознает крупный бизнес, который приходит на помощь образованию. 

В Петербурге мы бывали в школе, которую курирует Алексей Миллер, в Москве общались со знаменитым Евгением Ямбургом, одержимым идеей развития школы. Всюду, в принципе, речь идет о доброй воле бизнеса. А нужна еще и воля государства – может быть, порой жесткая, мобилизующая общество! Это понимаешь, когда встречаешь замечательные примеры государственной поддержки школы. Незабываемое впечатление произвела современная школа в Казани. Если одна из школ, входящих в наш лицей, имеет площадь 3900 квадратных метров, и вторая – 5000, то учебное здание в столице Татарстана расположилось на 20000 «квадратов»! Широкие коридоры, два огромных спортзала, 25-метровый бассейн, на крыше – оранжерея! 

Забота крупного бизнеса о школах – это пример другим, поступок, который должен быть заразительным. Пусть в городе будет хотя бы одна совершенная с точки зрения материальной базы школа. Появится и следующая, ведь точечные вливания обязательно со временем дадут эффект. 

– То есть проект «Школа будущего» может стать «точкой роста» для образовательной системы города, региона, республики?

– Несомненно. Об этом можно судить по тому, насколько наш лицей востребован на юге Башкирии. Мы приветствуем интеллектуалов, отличников, людей, нацеленных на получение знаний, и это находит отклик. 

Качество учеников улучшается с каждым годом, растет и конкуренция: в 2006 году для профильного класса мы отбирали 25 человек из 40 претендентов, в следующем – из 60, в 2010-м – уже из 90. Да и в первый класс лицея мы приняли 100 первоклассников, а желающих было 236. Это серьезный конкурс для Салавата. 

На первом этапе приема в профильный класс проводим полиолимпиаду на кубок «Газпром нефтехим Салават», победители которой автоматически зачисляются в коллектив лицеистов. Претенденты приезжают из Федоровского, Аургазинского районов, городов Стерлитамак, Ишимбай, Мелеуз. Некоторые даже переезжают в Салават, чтобы учиться у нас.

Второй тур испытаний состоит из написания контрольной работы по математике, физике и химии и собеседования по тем же предметам с преподавателями нефтяного университета. Кроме того, в общении со школьниками участвуют представители кадровой службы компании «Газпром нефтехим Салават», которые оценивают навыки ведения беседы, общую культуру, лидерские качества, креативность ребенка. Такой подход создает «зеленый коридор» для творческих ребят.

– Как вам кажется, сегодняшние дети более прагматичны, чем старшее поколение?

– Пожалуй… Но кто осудит человека, думающего о собственной судьбе, того, кто честно трудится и достигает успехов? Наша школьная позиция, как и в спорте, такова: думай о себе, стремись вперед, но не через головы других. Не в этом философия успеха. Его можно достичь за счет труда, способностей и сотрудничества – такое кредо мы воспитываем в детях