Первые башкиры

Башкиры. Рис. 19 века.
Башкиры. Рис. 19 века.

Башкиры являются одними из древних жителей Уральских гор и исторического Башкортостана. В историческом прошлом башкиры занимали довольно обширную территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой и Камой. Тоболом и Уралом.

В сочинениях греческих, китайских, арабских, персидских, турецких и других авторов мы находим прямые свидетельства о пребывании башкир на той территории, которую они занимают теперь, т. е. по обеим сторонам Уральского хребта между реками Волгою и Камой, Тоболом, в верхнем и среднем течении Яика (Урала).

Антропологические типы Башкир.

Антропологический тип башкир сформировался в результате расогенеза и
этногенеза. Антропологическими исследованиями выделено 4 основных антропологических типа башкир: субуральский, понтийский, светлый
европеоидный, южносибирский.
Субуральский тип (ср. размеры головы п лица, вогнутая спинка носа,
относительно светлая пигментация кожи. прямых мягких волос, радужной оболочки глаз) характерен для башкир северо-западных и северных районов Башкортостана, наблюдается также у хантов, манси, марийцев, удмурт, чувашей, татар.

Понтийский  тип (крупные размеры головы и липа, прямая или выпуклая спинка носа, темная пигментация кожи, волнистые волосы, радужной оболочки глаз) встречается у башкир юго-западых и юго-восточных районов, широко представлен у узбеков, таджиков, туркменов. 
Светлый европеоидный тип  (крупные равмеры головы и лица,  прямой нос, светлая пигментация кожи, прямых или волнистые волосы, радужные оболочки глаз). Представлен у башкир западного и северо-западных районов, характерен также для русских, марийцев, удмуртов, чувашей. 
Южносибирский тип (крупные размеры головы, широкое удлиненное лицо,  прямой нос, темная пигментация кожи и прямых жестких волос, радужная оболочка глаз).

Юго-восточные башкиры.

Северо-восточные башкиры.

Юго-западные башкиры.

Северо-западные башкиры.

Представлен у зауральских башкир, башкир северо-восточных и юго-восточных районов, казахов, киргизов, алтайских народов.

 

В целом башкиры характеризуются средним ростом, крупными размерами головы, преобладанием тёмной пигментацией кожи и волос,  радужной оболочки глаз и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.  Сравный анализ краниологических данных по
древнему населению края и современных башкирам показал, что первые три антропогических типа  являются наиболее древними. Европеоидный тип  преобладал в Южном Приуралье в эпоху неолита, бронзового века, раннего железного века. Субуральский тип характерен для населения пьяноборской культуры, бахмутинской культуры, понтийский тип - совроматской культуры, сарматской культуры. 

 Появление южносибирского типа связано с миграциями  на территории края тюркских племен (9 - 12 вв.) и кипчаков (13—14 вв.). Его признаки прослеживаются на материалах Каранаевских курганов, Мрясимовских курганов, Муракаевских курганов, Старомусинских курганов,  Старохалиловских курганов.

                           (По материалам Башкирской энциклопедии, т. 1. 2007г.)

И в настоящее время башкиры живут в тех же регионах: основной их состав живет в Башкортостане, а часть представителей народа расселена компактно в Пермской, Екатеринбургской, Саратовской, Куйбышевской, Оренбургской, Челябинской, Курганской областях и Татарстане.

Ещё в XVI—XIX вв. большая часть Оренбургского уезда, весь Орский, Верхнеуральский, Троицкий уезды и часть Челябинского уезда Оренбургской губернии, а также Шадринский, Екатеринбургский, Красноуфимский уезды Пермской и большая часть Уфимской губернии составляли страну, известную под именем Башкирия и заселенную башкирами (1).

На территориях, упомянутых древними авторами, как земля башкирдов, (башкуртов, башкирцев и т. д.), в последующем, известных в мире под именем ‘Cеверные Амуры’, формировалась и становилась башкирская нация. Здесь же впоследствии образовалась национально-территориальная автономия башкир — Башкортостан, т. е. «страна башкир».

Трудно сейчас сказать определённо на каком языке разговаривали древние башкиры. В данном вопросе по истории башкир среди исследователей преобладает мнение, что в этногенезе башкирского народа приняли участие сармато-аланские, финно-угорские и алтайские племена. В связи с этим, особого внимания заслуживает исследование башкирского ученого, профессора Дж. Г. Киекбаева. Так, по его мнению, на Южном Урале еще до н. э. образовался так называемый, зональный тюркский язык-основа (2), С. Е. Малов полагал, что башкирский язык рано (не позднее V века до н. э. оторвался от основы языка и составлял самостоятельную башкиро-кипчако-мишарскую группу. Территориально данная группа находилась в Восточной Европе (3). Это дало возможность Дж. Г. Киекбаеву считать, что до прихода гуннов обитали племена со сложившимся языком.

Далее он пишет: «Этому мы находим подтверждение также у историка древности Геродота, описавшего быт кочевавших племен на западном склоне Рифейских (т. е. Уральских) гор в V в. до н. э. Геродот, между прочим, указывает, что племена будины и аргиппеи пьют кобылье молоко, из него делают сыр, называемый ими иппак, и пьют также кислый сок плодов, который называют асхи. Будины Геродота, очевидно, то же самое слово будун «народ» орхонских надписей; слово иппак напоминает башкирское диалектное слово ипмэк и ипэк 'хлеб', а слово асхи. напоминает башкирское асыhы или асы hыуы, что, с нашей точки зрения, может быть истолковано как «кислая жидкость» (4). Основываясь на исследованиях ученых С. Е. Малова, Дж. Г. Киекбаева, Н. А. Аристова, С. Я. Лурье считает аргиппеев предшественниками современных башкир (5).

Довольно интересными для изучения истории Южного Урала являются и исторические сведения Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Так скифские племена, обитающие возле Дона и известные по материалам Птолемея под названием Пасиртай, — известный востоковед А.3. Валид Тоган относит к древним башкирам, обращая в первую очередь внимание исследователей на идентичность этнонимов Башкорт и Пас(к)иртай.

В свою очередь, Птолемей основывался на труде Марин де Тура, написанном в I в. н. э. Основываясь на этих древнесредневековых исторических фактах, 3. Валиди считает, что башкиры еще в I в. н. э. жили на той земле, на которой живут они сейчас, и в то время они занимали области южнее и западнее. Птолемей также указывает, что в Хорасане в области Парт есть Пасакартия (6).

Если сообщение о Пас(к)иртаях в античных источниках известны уже со 2 в. н.э., то первые письменные сведения восточных авторов о башкирах — начинают появляться только примерно с VI-VII вв. И здесь перед исследователями встаёт много неразрешённых вопросов и загадок.

К примеру, почему этноним «башгирд» встречается в гимнах и дастанах Ирана?! Персия, как известно, отделена от Уральских гор многими тысячами километров… И здесь нельзя всё объяснить просто историческим совпадением. Об этом красноречиво свидетельствуют географические названия с этнонимом Башkорт.

Так, к примеру, на Центральном Памире известна местность под названием Башкорт (7), а около Термеза — гора Башкорт тауы (8). На карте России, подготовленной арабским путешественником средневековья Аль-Идриси (9) (в 1654 г. с оттиска карты Исаака Массы), фиксируются пять городов под названием Башкорт:

1. в устье Уфы и Белой; 2. на Каме; 3. на Волге у Саратова; 4. на Дунае; 5. на реке Башкорт в области Хорасан на границе Ирана и Афганистана.

На «Самой старой турецкой карте мира, составленной Махмудом Кашгарским в 1077 году, указана территория с надписью «Степи башкир» (10). Уральские горы в древности назывались и Башкирскими горами(11). В Бухаре есть Башкирские горы (12). Следует отметить, что основоположник города Бухары Кинйэ батыр был башкиром (13).

В «Армянской географии», написанной не ранее последней трети VII в., сообщается, что среди реки Атель (Волги) находится остров, на котором укрывается народ баслов от сильных народов хазар и бутков, приходивших сюда на зимние пастбища и располагающихся на востоке и на западе от реки. Бутками и бушками здесь названы башкиры — баджгурд арабских писателей (14).

В начале IX в., пишет В. Краснов, т. е. когда еще не было русского государства, арабские путешественники, побывавшие на Урале, рассматривали башкир как коренное население Урала. В турецкой истории Кунх-эл-Обхара упоминается, что башкиры тогда имели 70 городов и крепостей (15). По мнению А. Б. Булатова, очевидно, длительное пребывание башкир на территории между реками Волгою и Уралом, дало основание назвать Уральские горы «Башкирскими горами»

По сведениям Саллама ат-Тарджемана, проехавшего по земле башкир (842—845 гг.), левобережье Волги в продолжение 27-дневного пути было заселено башкирскими племенами (16). Другой арабский писатель-путешественник Ибн-Фадлан (922 г.) прибыл в страну народа турок, называемого ал-Башгирд (17).

В трудах Аль-Бальхи, Ибн-Саид, Якут, Ибн-Даста (912 г.), Идриси, Рашид-ад-Дина сообщается о проживании башкир как в степной, так и в горной части Южного Урала и об их тюркоязычности (18).

Другой арабский историк Масуди упоминает о племени под названием Бажгурд, которое в сражении, у Аральского моря, совместно с печенегами и еще с тремя племенами против угузов, карлуков и кимаков потерпело поражение и двинулось в область Хазар Северного Кавказа (19). Западные писатели-историки Плано-Карпини и Рубруквис называют страну, находящуюся между реками Волгою и Уралом, в соседстве с Казанскою Болгарией, именем Pascatir, т. е. Башкирией (20).

Итак, в материалах средневековых авторов фиксируются не только народ под названием Башкорт, но и страна, горы, земли и города башкир с аналогичным названием. Однако тут надо заметить, что в исследованиях современных ученых мало обращается внимание на эти ономастические факты, или они вообще игнорируются.

В исторической науке достаточно хорошо разработана о том, с какого времени следует говорить собственно о башкирах, проживающих на Южном Урале.

В частности, башкирский ученый-историк Б. X. Юлдашбаев в своих исследованиях пишет об автохтонности башкир. Он констатирует: «Предки башкир появились на современной их территории, где они и сложились в самостоятельную народность, настолько давно, что их вполне можно и нужно считать автохтонными жителями, т. е. аборигенами Приуралья, Южноуральского края» (21).

Такую же мысль высказывали и другие исследователи: «Территория Башкирии является ее родиной чуть ли не со времен гуннов (II—V в. н. э.), все остальные национальности, представленные в БАССР (ныне — Республика Башкортостан — М. У.), составляют пришлый элемент, имеющий различную давность», «....оставленные курганы, валы, могилы и древние здания свидетельствуют, что край издавна был заселен. Аборигенами страны признаются Башкирцы, живущие и до ныне во всех уездах Оренбургской губернии» (22). В «Материалах по истории русской картографии», относящихся к I половине XVII в., также фиксируется город BasKirs (Patcherti) (23).

Пребывание на Южном Урале раннесредневековых тюркоязычных племен полностью подтверждается археологическими данными (24). Н. Мажитов, С. А. Плетнева, отмечая высокоразвитую культуру средневековых башкир, объясняют это «ранним оседанием этих кочевников» (25).

Как справедливо и с болью в сердце замечает Г. Умурзаков, этнографы, занимающиеся этим периодом этнической истории народа, отрицая или игнорируя данные археологов, сведения письменных источников, карт, представляют башкир как сплошную кочевническую массу, не имеющую ни постоянных жилищ, ни селений, ни тем более городов. Трудно объяснить и понять, продолжает он, такое нежелание признать объективные данные (26). В результате, естественно, история башкир и исторического Башкортостана не находит правдивого и полного освещения вопроса. Между тем еще в дореволюционный период русские ученые, в частности И. И. Лепехин, М. Флоринский, С. И. Руденко писали об их оседлости и земледелии

Башкиры — это отдельный, своеобразный, имеющий свой язык, культуру, обычаи, искусство, нрав, характер и др. специфические национальные особенности, народ. Башкирский народ и его язык образовались очень давно и по сей день не утратили свойственные только этому народу свои четко выраженные национальные особенности.

Прежде всего это касается показателя одной из древних черт народа—фонетического строя башкирского языка. В частности, в башкирском языке есть заднеязычный смычный глухой звук k (kал-kан 'щит'), заднеязычный смычный звонкий согласный GG (галим 'ученый', фарингальный щелевой глухой звук hh (hабын 'мыло') и межзубные интердентальные звонкий zz (zur 'большой') и глухой (s)TH (kethэ 'карман'). Из них (th) и z выражают особую специфику башкирского языка, их нет ни в одном другом тюркском языке. «Наличие звуков z и (th),—отмечал Н. К. Дмитриев, — является одной из характерных особенностей башкирского языка среди других тюркских языков, ...одним из характерных отличий башкирского языка от татарского, и башкиры дорожат ими» (27).

В родовом отношении башкиры делились на несколько племен. По мнению Дж. Г. Киекбаева, Бурзянцы, Тамьянцы, Тазларцы, Табынцы, Дуванцы, Юрматынцы, Зилаирцы, Салжугуты являются древними автохтонными башкирскими племенами (28).

На обширной лесостепной зоне исторического Башкортостана с древнейших времен прожинали такие крупные племена башкир, как Borjan 'Бурзян', Kypsak 'Кыпчак', Usergan 'Усерган', Tungeur 'Тангаур' и др.

Древние башкирские племена как Borjan 'Бурзян', Kypsak 'Kыпчак', Usergan 'Yсерган', Tazlar 'Tазлар' и другие были известны уже до I тыс. н. э.

В частности, китайцы транскрибировали слово Кыпсак (Кыпчак) иероглифами: Цинь-ча, Кюе-ше. Они знали чинь-ча в III—П вв. до н. э. (29).. Плано Карпини прямо указывал, что по стране куманов (команов, половцев, т. е. кыпчаков — М. У.) протекает четыре реки: Днепр, Дон, Волга, Яик (30).

Нелишне будет, если в конце нашего изложения о бурзянских, усерганских, кыпчакских, тангауровских племенах башкир приведем высказывание П. Небольсина, данное в «Отчете о путешествии в Оренбургский и Астраханский край»: «Цвет башкирского населения составляют волости усерганская, тунгауровская и особенно бурзянская: это народ высокого роста, здоровый, плотный, смелый и расторопный» (31).

По мнению Дж. Г. Киекбаева, племя Тазлар является одним из самых древних племен на Южном Урале, известным уже в V в. до н. э. (32). И. И. Соколов также считает аргиппеев-плешивых аборигенами территории Башкортостана, родственными башкирам и локализует их у подножия Рифейских (Уральских) гор (33). Среди башкирских племен одним из древних и многочисленных было племя Борйэн 'Бурзян'. Согласно легенде об Акташе — царе башкир, бурзяне существовали как самостоятельная этническая группа еще во времена Александра Македонского. В низовьях Волги существовал город Бурджан (подробнее о башкирских племенах см. подраздел «Топонимы от этнонимов»).

Следует заметить, что многовековое общение башкирского народа с представителями других национальностей, особенно тесные контакты с русским народом, не смогли сломать устои башкирского народа. Башкирский народ вопреки нескончаемым невзгодам и давлениям смог сохранить ему присущие национальные черты, свою культуру, язык, обычаи и т. п.

С. И. Руденко отмечает, что «Башкиры уже в начале нашей эры представляли достаточно единую группу племен с бытом, обусловленным в какой-то мере кочевым скотоводством, что все последующие события (переселение народов) не оказали существенного влияния ни на физический тип, ни на язык и быт башкир» (34).

Другой исследователь, написавший немало о башкирах, М. В. Лоссиевский заметил, что «башкирский народ собственного, национального и бытового, сохранил довольно много» (35).

Таким образом, древнебашкирский этнос, известный уже до I в. до нашей эры как коренной житель Южного Урала, развивался, приобретая с каждой волной новые качества и оттенки.